пятница, 16 октября 2015 г.

Немецкий турок мусульманин учит иммигрантов, что нельзя ненавидеть евреев.

Основатель Kiga Айкан Демирель - турецкий мусульманин в Германии,
 преподающий детям мусульманских иммигрантов еврейскую историю
. (Jirko Piberger) 

Некоммерческая организация KIGA Айкана Демиреля борется с национальными предрассудками, преподавая израильско-палестинский конфликт в школе
Мириам Даган

13 октября 2015


БЕРЛИН - Дервиш Хизарчи - мусульманин, немецкий гражданин турецкого происхождения, а также руководитель Еврейского музея в Берлине. Его услуги доступны не всем. Работа Хизарчи заключается в воспитании подростков из окрестностей города Кройцберг, одного из главных мигрантских районов Берлина. Сегодня его ученики, в основном, мусульманские ученики из соседней школы.

Хизарчи начинает урок с вопроса: "Как долго длится немецко-еврейская история?“ Для справки”,- добавляет он,- “турецко-немецкая история составляет всего около 50 лет”

Студенты пытаются угадать: “350 лет?”

Хизарчи отвечает: “2000 лет”.

Затем он приводит другую цифру: в Холокосте погибло шесть миллионов евреев. Чтобы дать студентам ощущение масштаба, он добавляет, что сегодня в Германии проживает около трех миллионов человек турецкого происхождения. Подростки удивлены и тронуты.

Инициация и поощрение таких бесед - миссия “Инициативы Кройцберга по борьбе с антисемитизмом”, немецкая аббревиатура "Kiga" Эта некоммерческая организация борется с предубеждениями подростков мигрантов, многие из которых мусульмане. Она была награждена призами от еврейской общины Германии и Антидиффамационной лиги, но, несмотря на аплодисменты, она остается практически единственной организацией, занимающейся такой работой в Германии.
Поездка в Израиль для немецких мусульманских подростков,
 организованная Kiga, 2009 год. (Kiga)
Kiga рассказывает ученикам о современной еврейской жизни в Германии, о сходстве и различии иудаизма и ислама. Но она также дает им представление об исламистских группах и об имидже ислама в немецких СМИ. Ее разнообразная деятельность варьируется от городских прогулок по местам истории еврейской жизни до образовательных поездок в Израиль для немецкой мусульманской молодежи.

Самое главное, поскольку проявления антисемитизма, которыми занимается KIGA, по большей части связаны с Израилем, программа некоммерческой организации уделяет очень много внимания вопросу палестино-израильского конфликта, который вообще не рассматривается в немецких государственных школах.

Работа организации имеет инновационный характер в отношении проблем, которые вряд ли ограничиваются интересами только этого мигрантского меньшинства ближневосточного происхождения. Опрос, проведенный в 2014 году фондом Фридриха Эберта, поддерживающим крупную левоцентристскую партию, показал, что в целом, антисемитизм, связанный с Израилем, довольно распространен в немецком обществе. .

Kiga проводит свои уроки в некоторых школах, иногда на недельных семинарах, а иногда и в качестве компонента факультативных предметов. Ее программа не составляет обязательную часть школьной системы, организация преподает там, где может, и когда ее просят об этом.
“Делать нашу работа совсем непросто, в рамках жесткой образовательной системы и ввиду краткосрочного финансирования”, - говорит Хизарчи, гид Еврейского музея.
"То, что мы делаем, это как болеутоляющее",- говорит Хизарчи,- "слишком недолго, чтобы произвести неизгладимые изменения. Мы боремся за то, чтобы наши образовательные программы стали настоящим предметом, который студенты могут выбрать в качестве факультатива в школах".
Kiga была основана более десяти лет назад Айканом Демирелем, немцем- мусульманином турецкого происхождения. В прошлом профессиональный социальный работник по работе с молодежными организациями своего района, он был очень обеспокоен увиденным там антисемитизмом. После террористических нападений на синагоги Стамбула в 2003 году, он решил, что что-то нужно делать.

Демирель говорит, что антисемитизм мигрантской молодежи не больше и не меньше, чем у других немцев. Но он считает, что турецкие или арабские культурные традиции требуют уникального подхода. Эта молодежь по-своему понимает опыт своего меньшинства, не так, как другие немцы.

Поэтому Kiga пытается найти решение проблемы антисемитизма, начиная с собственных рассказов своих студентов.
"Многие из них хотят знать, почему они чувствуют себя аутсайдерами в этом обществе, даже если они немцы в четвертом поколении. Очень важно, что мы обращаемся к их вопросам, касающимся идентичности и чувства маргинализации”,- говорит Демирель.
Хасан Али Йылдырым (слева) и основатель Kiga Айкан Демирель
 в штаб-квартире KIGA.(Miriam Dagan/Times of Israel)
Двадцатипятилетний Хасан Али Йылдырым знаком с этими вопросами. Будучи подростком, он совсем не интересовался иудаизмом.
"Я никогда не имел ничего против евреев, но в то время в моей жизни у меня были палестинские друзья, которые их ненавидели",-
рассказывает он. Сам он постучал в дверь KIGA потому, что один друг сказал ему, что здесь можно найти с кем поговорить о том, каково это - разрываться между немецкой и турецкой идентичностью.

Он пришел и постепенно также стал активным участником организации. Он стал одним из "преподавателей для сверстников" - молодых мужчин и женщин 19-20 лет, прошедших через иммиграцию и обученных вести семинары для своих младших коллег. Естественно, они вызывают больше доверия и имеют более высокий авторитет, чем обычные школьные учителя, когда говорят студентам о религии, идентичности и стереотипах.
Архивное фото зданий Jaffa, поврежденных в результате
боевых  действий между евреями и арабами во время войны
1948 года. (Фото: Pinn Hans/GPO)

Сегодня Йылдырым преподает школьникам иудаизм, ислам и израильско-палестинский конфликт. И подход KIGA к этому конфликту свежий и беспристрастный. Обширный учебный материал основан на фактах. Например, что решение о создании государства Израиль было принято многими странами мира через План Раздела ООН 1947 года. Среди нескольких вариантов ответа маленького теста на вопрос, кто был вынужден бежать в первой арабо-израильской войне 1948 года, предлагаются версии - палестинцы и евреи из арабских государств. Тест также просит студентов перечислить страны, в которых живут палестинцы сегодня.

Другие мусульманские организации не всегда одобряют деятельность Kiga. Некоторые из них опасаются, что она подстрекает к исламофобии, или, по крайней мере, к предположению, что антисемитизм - это проблема, характерная для мусульманского населения. Демирель разделяет эту озабоченность и подтверждает, что они должны умело и тонко лавировать. Но он убежден, что то, что они делают, абсолютно необходимо.
Учителя часто обращаются к KIGA, когда в недоумении, как справиться с конфликтом в школе. Количество таких обращений было особенно велико во времена конфликта в Газе в 2014 году, когда пропалестинские демонстрации в Германии приобрели явно антисемитский характер.
"Многие учителя почти ничего не знают о Ближнем Востоке. В их школах учатся дети мигрантов, но они не имеют ни малейшего представления, как найти общий язык с ними", -говорит Демирель”.- В их профессиональном образовании их не научили правильно подходить к детям с разными культурными традициями”.
Книги по сионизму в Берлинской штаб-квартире KIGA.
 (Miriam Dagan/Times of Israel)
Демирель говорит, что хотя программы KIGA имеют фиксированный учебный план, они реагируют на острые ситуации, когда вспыхивает конфликт. В качестве примера, он упоминает рейд флотилии в Газу в 2010 году. Это произошло как раз, когда они собирались в поездку в Израиль с мусульманской молодежью.
“Самое главное”,- говорит он,- в этой ситуации основываться на фактах и не поддаваться эмоциям”.
"Мы объясняем различные точки зрения на происходящее, и дети могут создавать свои собственные мнения",- говорит Демирель.
Вскоре учителя смогут даже назвать специальную горячую линию, создаваемую некоммерческой организацией. Демирель говорит, что они помогают учителям оценивать то, что происходит в их классах, и как к этому относиться. По крайней мере, главный ​​совет - это иметь четкую позицию: антисемитизм недопустим.

Деятельность Kiga предназначена не только для подростков. В заключение экскурсии по Еврейскому музею, ученик средней школы спрашивает гида Хизарчи: "А как насчет могущественной семьи Ротшильдов и евреев, владеющих банками?".

Хизарчи отвечает встречным вопросом: "Как ты думаешь, то, о чем ты спрашиваешь, это факт или просто стереотип?"

В разговор вступает школьная учительница:
"Вы должны быть осторожны с такими утверждениями",- говорит она, - "но это правда, что много евреев работают в сфере финансов».
Гид без колебаний парирует, что учительница только что представила классический антисемитский стереотип.
“Это еще одна проблема, с которой они часто сталкиваются”,- добавляет основатель KIGA Демирель,- “учителя, подтверждающие предубеждения учеников”.
Но нужно еще многое сделать.

Перед тем, как дети покидают музей, Хизарчи раздает им кошерных Мишек Гамми. Ученики просят его приехать к ним в школу, чтобы они могли еще поговорить с ним.

Ученики немецких школ узнают об антисемитизме и израильско-палестинском конфликте на семинаре KIGA.
 (Jirko Piberger)

Перевод: +Elena Lyubchenko
                                                                                                                          Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий