воскресенье, 3 августа 2014 г.

В защиту сионизма


Часто оскорбляемая идеология, приведшая Израиль к удивительному историческому успеху.

Майкл Б. Орен

1 августа 2014

Они прибывают на призывные участки со всех уголков страны – банкиры, фермеры, компьютерщики, джазовые барабанщики, профессоры ботаники, автомеханики. Все они покидают свою работу и свои семьи. Они надевают военную форму, которая неизменно слишком тесная или великовата, регистрируют свое имущество и оружие. Затем взбираются на военные грузовики. 70 тысяч резервистов, женщин и мужчин, присоединяются к молодым призывникам, представляя крупнейшую в мире гражданскую армию. Все они знают, что некоторые из них вернутся с увечьями или не вернутся совсем. И все же без колебаний и (по большей части) без жалоб, они с гордостью отправляются на призывные пункты, готовые защищать свою страну. Они рискуют своей жизнью за идею.


Эта идея – сионизм. Это вера, что еврейский народ должен иметь свое собственное суверенное государство на Земле Израиля. Основанное менее 150 лет назад, сионистское движение возникло из 4000-летней связи между еврейским народом и его исторической родиной, привязанность к которой они сохранили в течение 20 веков изгнания. Вот почему сионизм достиг поставленных целей и остается актуальным сегодня. Именно поэтому граждане Израиля – государства, воссозданного сионизмом, беспрекословно берут в руки оружие. Они считают, что за их идею стоит бороться.
 Слайд-шоу
Еврейское государство: См. некоторые ключевые моменты в истории сионизма и Израиля
Роберт Капа / ICP / Magnum Photos

A Jewish State: See some key moments in the history of Zionism and Israel Robert Capa/ICP/Magnum Photos

Тем не менее, сионизм, более, чем любую другую современную идеологию, демонизируют.
"Всех сионистов всего мира нужно убивать!"-
было написано на баннере недавней антиизраильской демонстрации в Дании.
"Собакам вход разрешен сюда, но сионистам – ни при каких обстоятельствах", -
предупреждает вывеска в окне бельгийского кафе. Один еврейский митингующий в Исландии был остановлен словами:
«Ты сионистская свинья, я отрежу тебе голову".
В некоторых академических и журналистских кругах сионизм считается синонимом колониализма и империализма. Критики, как крайне правые, так и радикально левые, сравнивают его с расизмом или, еще хуже, с нацизмом. И это на Западе. На Ближнем Востоке сионизм презирают и считают мерзостью – продуктом Холокоста, и хотя многие в регионе отрицают то, что Холокост происходил на самом деле, все-таки считают, что сионисты заслужили его.

Что же такое в сионизме, что вызывает отвращение? В конце концов, стремление рассеянных по всему свету людей к собственному государству не может быть таким отвратительным, особенно после того, что люди пережили столетия жестоких убийств и изгнания, кульминацией которых стали крупнейшие в истории массовые убийства. Возможно, отвращение к сионизму проистекает из его необычного сочетания национальной идентичности, религии и преданности к своей земле. Япония может служить ближайшей параллелью, но, несмотря на хищное прошлое, японский национализм не вызывает такого отвращения, как сионизм.

Очевидно, играет роль антисемитизм, как европейский, так и мусульманский. Интриги, стремление к наживе, вынашивание планов захватить власть над всем миром и убийства младенцев - все наветы, навешанные за всю историю на евреев, регулярно обрушивают на сионистов. И, как капиталисты-антисемиты, считавшие всех евреев коммунистами, так и коммунисты, рисовавшие капитализм непременно еврейским, противники сионизма представляют его отвратительным Другим, не похожим на них, чужим.

Но не все критики сионизма – фанаты, немало из них – евреи. Для возрастающего числа прогрессивных евреев сионизм слишком воинственно националистичен, в то время как многие ультра-ортодоксальные евреи считают движение недостаточно благочестивым, даже еретическим. Как может идея, всеми презираемая, сохранить свою легитимность, а тем более претендовать на успех?

Ответ прост: сионизм работал. Шансы, что разбросанные национальные группы могут быть собраны из 70 стран на узкую ленту крошечной территории, лишенной ресурсов и богатой противниками, а затем как-то выжить, и тем более процветать, были бесконечно малы. Вероятность того, что эти иммигранты выкуют национальную идентичность, способную производить яркую литературу, прогрессивное искусство и шесть университетов мирового уровня, приближалась к нулю.

В других странах мира коренные народы вымирают, леса вырубаются, и население промышленно развитых стран резко падает. Но сионизм возродил древнееврейский язык - иврит, который в настоящее время более широко распространен, чем датский и финский, и скоро превзойдет по распространенности шведский. Сионистские организации посадили сотни лесов, что позволило земле Израиля войти в 21 век с большим количеством деревьев, чем это было в конце 19-го. И семейные ценности сионизма дали самый быстрый естественный прирост в современном развитом мире, и крупнейший в истории еврейской общины. Средняя светская пара в Израиле имеет не менее трех детей, что подтверждает уверенность в будущем сионизма.

Действительно, по всем международным критериям, Израиль не просто успешная, но и процветающая страна. Ее население в ежегодных рейтингах среди самых счастливых, здоровых и самых образованных в мире. Ожидаемая продолжительность жизни в Израиле, отражающая его превосходную всеобщую систему здравоохранения, значительно превышает продолжительность жизни в Америке и в большинстве европейских стран. Безработица низкая, экономика надежна. Мировой лидер в области инноваций, Израиль является домом для научно-исследовательских R & D центров около 300 высокотехнологичных компаний, в том числе Apple, Intel и Motorola. Пляжи переполнены, рок-музыка потрясающая, а еда бесподобная.

Демократические идеалы, являющиеся неотъемлемой частью сионистской идеи, пережили потрясения и перевороты во многих других странах. Сегодня Израиль – это одно из немногих государств, наряду с Великобританией, Канадой, Новой Зеландией и США, в котором никогда не было недемократической власти.

Эти достижения были бы удивительными для Северной Америки или Северной Европы. Но сионизм процветает в высшей степени недружелюбной, действительно смертельной окружающей среде Ближнего Востока. В двух часах езды к востоку от шумных ночных клубов Тель-Авива, что меньше, чем расстояние между Нью-Йорком и Филадельфией, находится Иордания, где проживает более полумиллиона беженцев от гражданской войны в Сирии. Четырехчасовая поездка на север от Тель-Авива приведет вас в разоренный войной Дамаск. А если вы отправитесь еще восточнее, то попадете в кровавую бойню в западной части Ирака. Поехав на юг, за время, необходимое для езды до Сан-Франциско из Лос-Анджелеса, вы окажетесь на каирской площади Тахрир.

В регионе, наполненном национальной рознью и религиозным кровопролитием, сионизм породил многонациональное, мультирасовое и религиозно разнообразное общество. Арабы служат в Армии обороны Израиля, являются депутатами Кнессета и избираются в Верховный суд. Если в других странах Ближнего Востока христианские общины неуклонно искореняются, в Израиле их численность продолжает расти. Израильские арабы-христиане, в среднем, лучше образованы и более богаты, чем израильские евреи.

С учетом этих грандиозных достижений, можно подумать, что сионизмом следует восхищаться, а не осуждать его. Но сионизм обвиняют в разрушении национальных чаяний коренных жителей Палестины, в их угнетении и лишении собственности.

И неважно, что евреи - выходцы из этой земли, что ее арабские географические названия появились на месте прежде существовавших названий на иврите за тысячелетия до палестинцев и до подъема палестинского национализма. И неважно, что в 1937, 1947, 2000 и 2008 годах палестинцы получали предложения разделить землю и отвергли их, как правило, с применением насилия. И неважно, что большинство приверженцев сионизма сегодня по-прежнему готовы поделиться своим наследием, в обмен на признание еврейской государственности и мир.

Ответом до сих пор был, в лучшем случае, отказ от переговоров или, в худшем, война. Но израильтяне все еще надеются на возобновление переговоров с президентом Палестинской автономии Махмудом Аббасом. Жить в мире и безопасности с нашими палестинскими соседями остается сионистской мечтой.

Тем не менее, при всех своих триумфах, при всей гибкости и открытости к миру, сионизм не достиг некоторых своих целей. Аграрное, равноправное общество, созданное сионистскими первопроходцами, было заменено динамической, капиталистической экономикой с огромной разницей между богатыми и бедными. В основном светский в момент своего создания, сионизм породил быстро развивающийся религиозный сектор, некоторые элементы которого не одобряют еврейское государство.

Примерно пятая часть населения Израиля – не евреи, и хотя некоторые общины (например, друзы) очень патриотичны и часто служат в армии, другие гораздо менее патриотичны, а некоторые даже призывают к ликвидации Израиля. И есть еще Иудея и Самария, большинством стран мира называемые Западным берегом, территория, с которой два раза начинались войны национального уничтожения Израиля, и с которой с момента ее захвата в 1967 году сеется вражда, распри и разногласия.

Многие сионисты утверждают, что эти территории представляют собой колыбель еврейской цивилизации и должны быть, по праву, заселены евреями. Но другие предупреждают, что продолжение управления палестинским населением Западного берега подрывает моральные основы Израиля и, в конечном счете, заставит его выбирать между тем, чтобы быть еврейским и оставаться демократическим государством.

Но самое ужасное то, что не исполнились мечты сионизма о государстве, в котором евреи могли не бояться быть уничтоженными. Армия в воображении Теодора Герцля, отца-основателя сионизма, маршировала на парадах и салютовала толпам, размахивая флагами. У Израильских сил обороны, напротив, нет времени на марши, а тем более салюты. Она остается в активном боевом состоянии с момента своего основания в 1948 году. За исключением Владимира Жаботинского, идеологического вдохновителя сегодняшней партии Ликуд, ни один из ранних мыслителей сионизма не мог предвидеть обстоятельств, при которых евреи были бы постоянно вооружены. Немногие могли представить себе государство, которое постоянно будет сталкиваться со столькими экзистенциальными угрозами только потому, что оно еврейское.

Можно было бы ожидать, что столкнувшись с такими серьезными угрозами, израильтяне побегут за границу, а ожидать иммигрантов не следует. Но эмиграция из Израиля одна из самых низких среди развитых стран, тогда как евреи продолжают делать алию, буквально, на иврите, "подниматься" в Израиль. Опросы показывают, что израильтяне упорно с оптимизмом смотрят на будущее своей страны. И евреи продолжают прибывать, особенно из Европы, где их безопасность стремительно ослабевает. На прошлой неделе тысячи парижан провозглашали антисемитские лозунги, грабили еврейские магазины и пытались ограбить синагоги.

Американские евреи не испытывают таких угроз, и все же многие из них продолжают совершать алию. Они приезжают не в поисках убежища, а для того, чтобы подхватить сионистскую идею – быть, как поется в израильском национальном гимне, "свободным народом на своей земле, земле Сиона и Иерусалима». Американские евреи занимали самые высокие посты, от премьер-министра до председателя Верховного суда и главы израильского эквивалента Федеральной Резервной системы. Они занимают непропорционально видное место в гражданском обществе Израиля.

Сотни молодых американцев служат в качестве "одиноких солдат" – солдат без семей в стране, и добровольно идут воевать в боевых частях. Один из них, Макс Штейнберг из Лос-Анджелеса, погиб в начале войны в Газе. В его похоронах, на горе Герцля в Иерусалиме, приняли участие 30 тысяч человек, большинство из них посторонние, которые приехали из уважения к этому бесстрашному и самоотверженному сионисту.

Я также пришел отдать честь Максу, чей сионистский порыв был так схож с моим собственным. После работы в кибуце - коммунальной ферме, я совершил алию и прошел подготовку в качестве десантника. Я участвовал в нескольких войнах, и мои дети тоже служили, а иногда и были в боях. Наша семья укрывалась от иракских Скадов и ракет М-75 ХАМАСа, а террорист-смертник убил одного из наших ближайших родственников.

Несмотря на эти испытания, я удовлетворен своей сионистской жизнью. И причина этого лежит не в успехах сионизма, не в Нобелевских премиях, полученных израильскими учеными, не в новых израильских лекарствах от хронических болезней, не в прорывах в альтернативной энергетике. Причина, как это ни парадоксально, – трудности сионизма.

Трудности – это цена суверенитета. Государственность – означает делать трудный и часто мучительный выбор: например, атаковать ли ХАМАС в палестинских кварталах или сносить его ракетные удары по своей территории. Это требует согласования нашего желания быть гуманными со стремлением остаться в живых. Суверенитет предполагает ответственность, что весьма обременительно. Сионизм, по моему определению, означает еврейскую ответственность. За нашу инфраструктуру, нашу оборону, наше общество и душу нашего государства. Легко брать на себя ответственность за победы, трудности принять гораздо тяжелее.

Но именно в этом состоит притягательность сионизма. Выросший в Америке, я был благодарен за то, что родился в то время, когда евреи смогли взять на себя ответственность за суверенитет. Государственность - это тяжело, но я считал эти трудности благословением, в котором было отказано моим предкам на протяжении 2000 лет. Я и сейчас чувствую себя счастливым, даже когда Израиль борется с опасными, болезненными и несправедливыми обстоятельствами. Он борется с террористами, стреляющими в нас из-за спин своих собственных детей, убивающими и ранящими наших детей в военной форме, которых многие в мире клеймят как военных преступников.

Сионизм, тем не менее, победит. Получив энергию от народа, который отказывается исчезать, а дух от исторически проверенных идей, сионистский проект будет процветать. Нас будут поносить, нам грозит одиночество, но мы будем защищать дома, построить которые вдохновил нас сионизм.

Израильские СМИ только что сообщили о призыве еще 16 тысяч резервистов. Даже сейчас, когда я пишу, они спешат на военную службу – знают об опасности, благодарят за честь и готовы нести ответственность.


Перевод: +Elena Lyubchenko
                                                                         Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий