воскресенье, 15 декабря 2013 г.

Правовой статус Иудеи и Самарии



Многие годы мир рассматривает Иудею и Самарию как палестинскую территорию, незаконно оккупированную Израилем. Но теперь группа из сотен юристов из Израиля и других стран борется за восстановление исторической и правовой истины.


  Израильское сообщество в Иудее и Самарии | Фото: Лиор Мизрахи

Надав Шрагай

                                                                  

Если бы законность строительства поселений согласно международного права можно было сравнить с лошадью, то можно было бы сказать, что она давно бегает по лугам вне своего стойла. Она разгуливает по залам власти по всему миру - от Белого дома в эпоху Барака Обамы и Джона Керри до Организации Объединенных Наций, в течение многих лет считающих территорию Иудеи и Самарии палестинской территорией, находящейся в настоящее время под оккупацией.

Враждебное отношение к строительству поселений является естественной, прямой производной от этой предпосылки. Грубо обобщая, надо признать, что мир принял палестинскую легенду  о правовом статусе этих территорий. И хотя официальная линия государства Израиль утверждает, что Иудея и Самария является колыбелью еврейской и общечеловеческой цивилизации и  не является оккупированной территорией, даже мужчины и женщины, ведущие переговоры от имени этого государства,  давно уже не заявляли об этом публично, просто потому, что они даже не потрудились воспользоваться длинным списком юридических и исторических аргументов, доказывающих эту позицию.

Хотя может показаться, что поезд уже давно покинул станцию, мы неожиданно и с удивлением узнали, что уже в течение нескольких месяцев проводятся контратаки для установления "исторической правовой истины". Кампания, проводимая сотнями юристов из Израиля и других стран, не основывается на привычных «правах наших предков» или на возражениях «сионистов», к которым сейчас не слишком прислушиваются на международной арене и в Верховном суде Справедливости.

Прошлым летом правым организациям и поселенцам удалось собрать ряд уважаемых юридических специалистов, в том числе тех, кто традиционно не придерживается правых взглядов. Эти люди выступили с целью изменить терминологию и правовой подход, которым пользуются уже в течение достаточно долгого времени группы левого толка, в том числе «Шалом Ахшав» («Мир сегодня»).


Борьба против легенды

Так называемые «новые» юристы в действительности только достали из сундуков старые аргументы, принятые и бывшие в ходу в первые годы после Шестидневной войны. В этом новом подходе категорически отвергается предположение об "оккупированных территориях". Государство Израиль действительно завоевало Иудею и Самарию в 1967 году в результате оборонительной войны, но с юридической точки зрения эти территории не являются оккупированными, поскольку иностранное государство, под чьей властью находились эти территории между 1948 и 1967, а именно, Иордания, владело ими незаконно.

Эти юристы отмечают, что за исключением Великобритании и Пакистана, международное сообщество отказалось признать аннексию Иорданией Западного берега. Таким образом, правовой статус этих территорий является предметом спора. С точки зрения международного права, есть огромная разница между оккупированными территориями и спорными территориями.

Поддержавшие эту позицию многочисленные юристы к тому, что принято называть "историческими правами еврейского народа на суверенитет над Землей Израиля", добавили еще одно правовое заявление в свою поддержку: "Требование права на суверенитет над этой землей отменяет  любое встречное требование палестинцев".

Такие юристы, как профессор Талия Айнхорн или профессор Элиав Шохтман (Shochetman),  являющиеся наиболее активными юристами в группе, отметили, что это право было признано международным сообществом с момента британского мандата на Палестину. Права на эти территории исключительно еврейского народа подтверждены статьей 80 Устава Организации Объединенных Наций.

"Таким образом, когда Генеральный секретарь ООН утверждает, что «поселения незаконны и являются препятствием для мира ", или когда [президент Палестинской автономии] Махмуд Аббас требует от Израиля 'демонтировать поселения, построенные на палестинской земле с 1967 года, так как само их создание является незаконным", и даже когда госсекретарь США Джон Керри называет поселения «незаконными»,  все они основывают свои заявления на далеких от истины юридических предположениях",  
сказал д-р Хагай Виницки (Winitzki) из колледжа Шаарей Мишпат.


Судебное дело

Тот дух возрождения, который  "новые юристы" пытаются вселить в постановку вопроса об израильских правах на Иудею и Самарию, на протяжении многих лет гордо утверждался на сайте Министерства иностранных дел. Эта точка зрения даже была сформулирована в краткой доктрине бывшего президента Верховного суда Меира Шамгара. Это дело основывалось на ряде международных резолюций и исторических фактах, почти стертых из общедоступных документов, но в последние годы  воскрешенных некоторыми организациями.

Две из этих групп, начавшие работу совсем недавно, привлекают к себе наибольшее внимание. Во-первых, это центр Института сионизма, юстиции и общества - Регавим. В течение многих лет, Регавим оказывает помощь в судебных делах, когда левые группы подают в суд на поселения в Иудее и Самарии. Судебная система была даже шокирована, когда Регавим, пытаясь защитить еврейское поселение в этом районе, подал свой собственный иск против "палестинских форпостов".

Другой организацией является юридический форум Эрец Исраэль, основанный как группа, чья деятельность посвящена борьбе с планом размежевания законными средствами.

Вступительное собрание, организованное Центром сионизма, состоялось несколько недель назад в зале событий Мишкенот Шаананим в Иерусалиме. На этом собрании было также обнародована разоблачительная и впечатляющая новая книга, в которой изучались законы о собственности и международном праве в Иудее и Самарии. Книга содержит 560 страниц, и  включает в себя ряд статей известных ученых-юристов, как проф. Хаим Сандберг и проф. Айнхорн.

Одна из наиболее примечательных статей из этой книги написана полковником Даниэлем Рейснером, специалистом в области международного права, бывшим руководителем кафедры международного права в военной коллегии адвокатов (Military Advocate General's Corps.)Сегодня, Рейснер является партнером юридической фирмы  Херцог Фокс Нееман (Herzog Fox Neeman).

Точка зрения Рейснера интересна не только его профессиональным опытом, но и потому, что он юрист, чье мнение не совпадает со взглядами правых, и кто признает, что палестинцы также имеют претензии к Иудее и Самарии.

В своей статье, Рейснер выражает понимание формальной позиции Израиля,
«так как поскольку  территория Иудеи и Самарии никогда не была законной частью никакого арабского государства, в том числе Королевства Иордания, невозможно назвать Израиль оккупантом Иудеи и Самарии в принятом юридическом понимании. Более того, еврейский народ имеет исторические, правовые и физические связи с Иудеей и Самарией».

Рейснер является старейшим юристом, принимавшим участие во всех крупных дипломатических переговорах, начиная с Осло. Сегодня он служит советником в мирных переговорах Израиля. Он считает, что позиция отвержения претензий Израиля, занятая большинством экспертов, хорошо разбирающихся в международном праве, вытекает не от слабости правовых аргументов Израиля, а, скорее, является следствием того, что большинство стран мира приняли Палестинскую легенду, утверждающую, что территория Иудеи и Самарии принадлежит палестинскому народу.

"Даже если кажется, что битва проиграна, это не значит, что есть причина отказаться от реальных подлинно правовых аргументов",
сказал он.
"Израиль не завоевал эти территории ни у какого  государства, поскольку иорданский контроль Западного берега был незаконным. Если израильский контроль над гробницей Рахели в Вифлееме в 1967 году был незаконным, так как незаконным был захват территории силой, то иорданская оккупация того же комплекса в 1948 году так же незаконна, по тем же точно основаниям".

"С другой стороны, если утверждать, что иорданская оккупация 1948 года была законной, потому что до этого территория не была под суверенитетом другого государства, то это только усиливает аналогичный аргумент Израиля", 
сказал он.


От Иерусалима до Аль-Хадера

Рейснер не рекомендует упрощенно подходить к определению Иудеи и Самарии как единого, изолированного образования.

«Не может быть единого закона, в равной степени относящегося к Рамалле, где не было никогда еврейского присутствия, и к Хеврону, где постоянное еврейское присутствие на протяжении сотен лет было прервано лишь ужасающей резней", сказал он. «Не может быть единого закона, в равной степени относящегося к Аль-Хадеру, бывшему и остающемуся исключительно арабской деревней, и к поселениям соседнего Гуш-Эциона, бывшего, как и могила Рахели, под единственно еврейским контролем до Войны за независимость. И, конечно, не может быть единого закона, в равной степени относящегося к Старому Городу Иерусалима, историческом месте двух еврейских храмов, и к окрестностям соседнего Абу-Диса ".

Кроме того, Рейснер находит юридическое основание для различения территорий и конкретных объектов в Иудее и Самарии. Такой подход может быть найден в резолюции Совета Безопасности ООН 242. Формулировка резолюции призывает к "выводу израильских вооруженных сил с территорий, завоеванных» в Шестидневной войне ( в английском оригинале - без артикля the-прим.переводчика). Резолюция не называет никаких определенных территорий.

"Из этого следует, что резолюция 242 не настаивает на выводе израильских войск со всей территории, захваченной во время войны", сказал Рейснер. "В любом случае,  что бы мир ни думал о нас, невозможно считать нас иностранными оккупантами без каких-либо прав на эти регионы, и тот, кто игнорирует эту часть истории,  просто отклоняется от истины."

Является ли этот аргумент убедительным, даже актуальным в настоящее время, когда весь мир и даже в государстве Израиль говорят на другом языке? Разве не слишком поздно?

Рейснер: «Конфликт имеет как политическое измерение, так и правовое. Тем не менее, решение конфликта не обязательно может быть найдено в любом из этих двух измерений. На мой взгляд, оно будет скорее основываться на чем-то совершенно другом - на справедливом компромиссе, способном с течением времени создать стабильную реальность. Шансы одной из сторон конфликта убедить другого принять конкурирующие правовые и политические позиции равны нулю ".

И все же Рейснер убежден, что
"Будет ли решение дела основываться на истине? Повлияет ли эта правда на итоги переговоров? Я не совсем уверен".

Если создается судебное дело об этом, то почему бы государственным переговорщикам не  использовать его в переговорах?

"Потому что в комнате переговоров это практически не имеет значения. Международное право играет относительно незначительную роль в израильско-палестинских соглашениях. Определяющим фактором является то, что обе стороны должны с этим жить. Юридические аргументы помогают вам. Они дают вам внутреннюю опору, но в переговорах они почти никогда не являются окончательным аргументом. Но с другой стороны, законные требования никогда не ослабляют и, тем более, не сводят к нулю вашу позицию, потому что именно люди решают, удовлетворить или не удовлетворить ваши требования.  Если правда на вашей стороне и вы верите в это, говорите! "

Влияют ли политические взгляды юристов, принимающих участие в переговорах, или мнения обвинителей на их правовые позиции?

Рейснер:  "Я не знаю"



Перестаньте извиняться

Алан Бейкер, адвокат и член комитета Леви, сформированного в 2012 году для расследования правового статуса форпостов и поселений, который пришел к выводу, что Иудея и Самария не являются оккупированными территориями, повторяет многое из того, что сказал и должен был сказать Рейснер.

Бейкер, бывший юридический советник в Министерстве иностранных дел, также служивший в качестве посла в Канаде, возглавляет вновь образованную группу экспертов в области международного права. Он уже написал Керри и главе внешней политики ЕС Кэтрин Эштон   протест против их позиции,  "ошибочной и вводящей в заблуждение".

Две недели назад, Бейкер был в Париже, где он встретился с десятками других высокопоставленных юристов из разных стран Европы, разделяющих его взгляды. В состав группы входят Яаков Нееман, бывший министр юстиции Израиля; баронесса Рут Дич, член британской Палаты лордов и профессор права в Оксфорде, и Меир Розен, бывший посол Израиля в США и Франции.

"Израильское правительство в течение многих лет воздерживается от ведения разъяснительной  кампании по продвижению наших прав",
сказал Бейкер. 
"Вместо этого, оно ведет разъяснительную кампанию, основанную на извинениях. 
Для продвижения нам нужно  учитывать наши права, права еврейского народа как коренного народа на своей земле. Евреи являются самым древним народом в этом регионе, но государство Израиль редко упоминает об этом. Оно редко упоминает тот факт, что речь идет о территориях, где мы имели права с незапамятных времен. Оно едко упоминает международные документы, как Декларация Бальфура, Декларация Сан-Ремо, Устав ООН, и британский мандат, утвержденный Лигой Наций. Все эти документы имеют очень важное значение, поскольку они касаются наших прав здесь".

"Самое главное, хочу подчеркнуть тот факт, что об оккупации речь не идет", 
сказал он.

Вы говорите о вещах, способных изменить историю. Кто еще принимает  во внимание эти аргументы в наши дни?

Бейкер: "Если мы обращаемся к ним, то и другие будут ссылаться на них. Это процесс, который требует времени».

Даже для Государственной прокуратуры, заявляющей о позиции государства в Высшем суде справедливости, такой подход является новым.

Бейкер: "С Государственной прокуратурой имеется проблема. Там есть группа людей, имеющих очень однобокий подход к статусу территорий и поселенцев».

Но они должны быть рупором государства.

Бейкер: "Не совсем. Рупором государства является Министерство иностранных дел и канцелярия премьер-министра. Эти люди реализуют закон. Это их работа. Они не занимаются ведением разъяснительных кампаний и не делают политику. Мы договорились с палестинцами, что судьба территорий будет определяться в ходе переговоров между нами, поэтому в контексте постоянного согласования состояния с палестинцами, мы должны идти на компромисс. Но на пути к компромиссу, для того, чтобы он больше нас удовлетворял, и для того, чтобы мы знали, что мы сделали все, что могли, есть нечто, называемое «правами», и мы должны говорить об этом ".

"Невозможно представить, что весь мир будет повторять мантру об Иудее и Самарии как об оккупированных территориях, когда фактически нет никаких юридических оснований для этого", сказал он. "Когда Керри утверждает, еще до окончания переговоров, что у нас нет никаких прав на территории, о которых ведутся переговоры, и что поселения являются незаконными, он принимает и излагает позицию Палестины и вредит переговорам. Если переговоры предназначены для определения судьбы поселений, то тем более. Даже если вы госсекретарь, не наносите ущерба переговорам, заявляя заранее, что они нелегитимны".

Бецалель Смотриц (Smotritz), главная фигура НПО Регавим, сказал, что принимая тактику «нападение-есть-лучшая-оборона" в обращениях к Верховному Суду Справедливости, он и его друзья занимались "тушением пожара ".

"Поселенческая деятельность в Иудее и Самарии существует сегодня в рамках несостоятельной правовой ситуации, являющейся побочным продуктом кампании судебной делегитимации, ведущейся в течение многих лет левыми против Иудеи и Самарии и  поселений", сказал он. "Эти рамки обусловливают подход к поселениям средний между тем, что они «нелегитимны» и являются «военным преступлением». Необходимо сказать, что закон, применяемый сегодня к поселенчеству, устарел и не подходит для нормирования жизни в Иудее и Самарии. Речь идет об остатках Османского права, права Британского мандата, законодательства Иордании и израильских оборонных указов. Все это требует от нас изменения текущего диалога".

"Если мы всерьез хотим иметь дело с системой правосудия в отношении поселений, нет альтернативы, кроме как вооружиться правовым бульдозером и прорваться", сказал он. "Нам необходимо создать совершенно иную правовую основу, которая позволит поселенческой деятельности дышать и бороться с правовой делегитимацией, а также убедит общественность, что поселения являются законными."

"Опубликованная нашим центром новая книга,  уже поднимающая волны во всех коридорах власти, это только верхушка айсберга",
сказал он.
"Будет еще много книг, конференций, академических курсов, исследований, и многого другого. Кто-то скажет: «Слишком поздно", и опустит руки в отчаянии и отправится домой, как  мы сделали в Негеве. Я не готов сдаваться, ни в Негеве, ни в Иудее и Самарии. В течение многих лет у власти была определенная правовая школа, и многие ученые и юристы боялись говорить. Сейчас они не одиноки".
Перевод:+Elena Lyubchenko
 Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий