Биньямин Нетаньяху, Хиллари Клинтон и Махмуд Аббас на встрече в сентябре 2010 года Фото: Государственного департамента США. |
4 января 2015
Джошуа Муравчик
Ниже приводится выдержка из книги "Превращение Давида в Голиафа: Как мир отвернулся от Израиля" Джошуа Муравчика.
В октябре 2009 года следственная комиссия ООН под председательством еврейского юриста Ричарда Голдстоуна обвинила Израиль в "преступлениях против человечности" во время войны в Газе предыдущей зимой. Эта необычная категория преступлений была изобретена Нюрнбергским трибуналом после Второй мировой войны, когда выжившие лидеры
нацистского режима были осуждены за систематические массовые убийства евреев и других. Теперь обвинялись сами евреи.
В этот момент произошло резкое изменение международного мнения, немыслимое для предыдущих поколений. Прошло немногим больше 40 лет с Шестидневной войны, когда слабый Израиль воевал со своими арабскими соседями, и западный мир болел за его победу. Например, в Великобритании практически каждая крупная газета в редакционной статье выражала поддержку еврейскому государству, а опросы показывали сочувствие к Израилю, гораздо большее, чем к арабам.
Но к 2009 году эта симпатия и в Великобритании, и почти везде уже давно исчезла. Совет по правам человека ООН, создавший комиссию Голдстоуна, уже за несколько лет до этого принял несколько резолюций, осуждающих Израиль то за одно, то за другое, хотя все другие правительства осуждались очень редко. Предшественник Совета по правам человека, Комиссия ООН по правам человека, отличался таким же односторонним подходом, как и Генеральная Ассамблея ООН. Все они терзали Израиль и принимали огромное количество резолюций, осуждающих его. Они договорились даже до того, что одобрили террористические нападения на Израиль, назвав их законным "сопротивлением".
Между тем, британские профсоюзы учителей провозгласили академический бойкот Израиля, основные протестантские церкви отторгали компании, ведущие бизнес с Израилем, норвежские супермаркеты бойкотировали израильские товары, авторитетные международные правозащитные организации больше концентрировали свое внимание на Израиле, чем на самых вопиющих тираниях мира, а бывший Президент США издал книгу, обвинив Израиль в практике "апартеида".
Короче говоря, "мировое сообщество" поставило на Израиле печать изгоя. Но что случилось в прошедшие десятилетия, что привело к такому резкому повороту?
Арабский вопрос, открыто реакционный и одержимый идеей убийства, был заменен на более приятный и вызывающий гораздо больше сочувствия, более "прогрессивный" палестинский вопрос. Вместо того, чтобы открыто провозглашать свою решимость отрицать право евреев на свое государство, враги Израиля теперь обвиняли евреев в отрицании такого же права для другого народа.
Несмотря на внешнее правдоподобие, этого объяснения было недостаточно для объяснения той страсти, с которой мировое общественное мнение встало против Израиля. Возможно, Израиль мешал палестинским национальным устремлениям, но устремления других народов, по отношению к которым общественное мнение мира проявило весьма мало сочувствия, еще больше требовали справедливости мирового сообщества. Курды давно стремятся иметь собственное государство, и каждый их аргумент более убедителен, чем у палестинцев. Их численность в пять раз превышает численность палестинцев, они говорят на своем собственном языке, и их национальная идентичность четко прослеживается уже примерно тысячелетие. Но кто высказался в поддержку курдского движения?
Возможно, Израиль занимает земли, которые большинство стран мира считает необходимым отдать под власть палестинцев, но в момент создания комиссии Голдстоуна Народная Республика Китай, с помощью множества арестов и расстрелов, подавляла выступления протеста находящегося в неволе народа Тибета. Это не вызвало даже шепота международного протеста, хотя израильское обращение с палестинцами бледнело, по сравнению с китайским отношением к Тибету. Действительно, если бы Китай предоставил тибетцам то, что Израиль предложил палестинцам, Далай-лама танцевал бы от радости.
Контраст между отношением мира к Китаю и Израилю позволяет предположить, что истинная причина обрушенной на еврейское государство анафемы не в том, что Израиль настолько силен, а в том, что он недостаточно силен.
На каждого еврея в мире приходится 100 мусульман. В то время как Израиль - единственное еврейское государство, в Организацию исламского сотрудничества входят 57 государств. Арабы не смогли перевести это преимущество в военную силу, но они научились отыгрываться политическим влиянием. Они угрожали тем, кто сталкивались с ними, терроризмом, нефтяными отключениями и экономическими бойкотами, а также силой своего дипломатического блока, в значительной степени контролировавшего ООН через Движение неприсоединения.
Хотя люди и страны довольно часто отвечают малодушием и трусостью на такие побуждения, они редко любят признаваться в этом даже самим себе. В данном случае проще было создать новую парадигму прогрессивной мысли: мультикультурализм или расовое сознание. Борьба "остального мира с Западом" или "цветных" с "белыми" заменила старую модель борьбы пролетариата против буржуазии как центральную моральную драму мировой истории. В этой парадигме арабы, несмотря на их регрессивную социальную и политическую практику, заняли место среди сил добродетели и прогресса, а израильтяне были обречены попасть в ряды злодеев и реакционеров.
Поддержанное сетью левых организаций и интеллигенцией, палестинское государство стало своего рода Святым Граалем для просвещенного мнения, хотя в то же время почти никто и пальцем не пошевелил, чтобы помочь курдам, или тибетцам, или других многочисленным лишенным всяких прав народам. Вопрос о том, будет это государство расти рядом с Израилем или вместо него, отошел на второй план.
Перевод: +Elena Lyubchenko
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий