воскресенье, 7 мая 2017 г.

Сближение позиций внутри израильского общества


5 мая 2017 г.


Эвелин Гордон


Выступая на официальных церемониях, посвященных Дню Независимости Израиля, президент Реувен Ривлин и спикер Кнессета Юлий Эдельштейн предупреждали об опасности внутренних разногласий в израильском обществе. Тем не менее, в преддверии Дня независимости мы увидели красноречивые свидетельства того, что два глубочайших внутренних противоречия в Израиле медленного сглаживаются.

Одним из этих свидетельств стал опрос, опубликованный за две недели до Дня Независимости. По его данным, 74 % израильских арабов заявили, что чувствуют себя «комфортно» в Израиле. Это поразительная цифра для представителей меньшинства, чьи родственники воюют со своей страной с момента ее создания. Еще одним свидетельством стала беспрецедентное участие харедим (ультраортодоксальных евреев) в мероприятиях в День памяти Израиля, чего они традиционно избегали раньше.

В опросе, проведенном Институтом политики еврейского народа, был задан вопрос, насколько комфортно чувствовали себя люди в Израиле. Более 74 % арабских респондентов сказали, что им комфортно или даже очень комфортно. То же самое заявили чуть меньше 88 % евреев. Это явно опровергает все более популярное утверждение о том, что Израиль - расистская страна. Трудно представить себе какое-либо меньшинство, которому «комфортно быть собой», если оно действительно страдает от жестокого расизма. Это также свидетельствует об усилиях Израиля дать ощущение комфорта своему арабскому меньшинству, содействуя его интеграции, желаемой большинством арабов, но без ассимиляции, которой они не желают.

Интеграция означает доступ к образованию и возможностям трудоустройства. И, как я уже объясняла ранее, именно это все чаще пытаются поощрять как государственные, так и негосударственные учреждения. Вот только один недавний пример. Ученики средней школы из бедуинского города Хурра были среди 80 учеников, построивших наноспутник и запустивших его ​​в прошлом месяце на Международную космическую станцию. Это было частью международного проекта, местная часть которого была спонсирована Космическим агентством Израиля и муниципалитетом Герцлии. (Израиль, между прочим, был единственной страной-участницей, чей наноспутник был построен школьниками, а не студентами колледжа).

Ассимиляция - это принятие культуры большинства, его языка и религии. Израиль отнюдь не требует этого от израильских арабов. Он на самом деле помогает им сохранять свою самобытность, за исключением случаев, когда речь идет об участии или поддержке антиизраильской деятельности. В частности, большинство израильских арабов посещают государственные школы, в которых арабский язык - основной язык обучения, а в учебную программу включены арабская история, литература и культура. Точно так же правительство финансирует мусульманские и христианские религиозные учреждения. И в отличие от Европы, Израиль не ущемляет арабские традиции, например, не навязывает дресс-коды гражданским лицам или не запрещает раздельное плавание для мужчин и женщин в общественных бассейнах.

Как я уже объясняла ранее, эта терпимость существует не вопреки, но благодаря израильской еврейской идентичности: израильские евреи хотят сохранить свою собственную уникальную религию и культуру, а не раствориться в общем западном космополитизме, и поэтому они также поддерживают желание арабов сохранить свою самобытность. Эта готовность способствовать интеграции без ассимиляции позволяет большинству израильских арабов чувствовать себя «комфортно» в Израиле и даже, как показал другой опрос, опубликованный на этой неделе, позволяет несколько меньшему большинству, (51%), сказать, что они гордятся тем, что они израильтяне. То есть, хотя антиизраильских экстремистов все еще предостаточно, большинство израильских арабов медленно меняют свои взгляды по пути, провозглашенному израильским арабским дипломатом Джорджем Диком:
"Мы можем гордиться своей самобытностью, но даже будучи меньшинством, участвовать в жизни страны, имеющей другую национальность, другую религию и другую культуру, чем наша. На мой взгляд, нет лучшего примера, чем евреи Европы, сохранявшие свою религию и своеобразие на протяжении веков, но все же оказавшие глубокое влияние на нее, возможно, даже создать современное европейское мышление".
Не менее значительны изменения внутри общины харедим. Я ранее уже писала о растущем числе харедим, которые работают, посещают колледжи, служат в армии, а не занимаются пожизненным изучением Торы в иешивах. Однако, все эти изменения, которые можно приветствовать, могли быть вызваны личными интересами, а не стремлением к сближению с основным израильским обществом. Напротив, личными интересами нельзя объяснить изменение отношения к Дню памяти.

Отношение харедим к Дню памяти, отмечаемому за день до Дня Независимости, традиционно было осложнено двумя аспектами. Во-первых, это не еврейский, а израильский праздник и поэтому он неприемлем для сообщества, чьи руководители с давних пор относятся к светскому еврейскому государству и его армии с подозрением и даже враждебностью. А во-вторых, многие конкретные обряды этого дня, как сирена, объявляющая момент молчания, или венки, возлагаемые на могилы, были импортированы из нееврейской культуры. Харедим достаточно разумно полагают, что еврейское государство должно поминать своих по большей части еврейских погибших более еврейскими обрядами.

Этот год, однако, заметно отличался от предыдущих. Хотя основные газеты харедим продолжали игнорировать День памяти, их ведущие веб-сайты и радиостанции широко освещали его, включая рассказы о павших в бою солдатах-харедим. Каждый депутат Кнессета от более умеренной партии харедим Шас планировал принять участие в торжествах по случаю Дня памяти, а глава более экстремистской партии харедим Еврейство Торы даже официально представлял государство на одной из таких церемоний, вплоть до возложения венка на военном кладбище. Раньше община харедим посчитала бы это экстраординарным. Сегодня это не представляет никакой угрозы политическому будущему Яакова Лицмана.

Харедим также организовали свои собственные мероприятия, посвященные Дню памяти. Тысячи людей одобрили проект, поддержанный ведущим сайтом харедим, об изучении харедим в День памяти о погибших солдатах всех 2711 страниц Талмуда. Другой ведущий веб-сайт харедим привлек добровольцев прочитать в Интернете в честь погибших солдат в День памяти всю книгу псалмов. Харедим также организовали церемонии празднования Дня памяти в городах по всей стране, в том числе в бастионе харедим в Бней-Браке.

Подобно израильским арабам, харедим не заинтересованы в ассимиляции в основной культуре. И как в арабском обществе, антиизраильские экстремисты не исчезли. Но все чаще харедим стремятся интегрироваться, сохраняя свою собственную культуру, и тем самым внести свой уникальный вклад в еврейское государство.

Оба эти события - отличная новость для Израиля. И их определенно стоило отпраздновать в День независимости.


Перевод: +Елена Любченко
Источник