Дункан Томас - ForMENA
Давно тлеющий кризис легитимности Президента Аббаса и Палестинской автономии (ПА) достиг нового уровня. Представители трехсот пятидесяти работников государственного сектора, не получивших свои зарплаты, осудили администрацию в резком письме, направленном в Лигу арабских государств, представителям Европейского Союза и палестинскому законодательному совету. В увиденном организацией ForMENA письме критикуется присвоение Аббасом власти и усиление авторитаризма его режима. Авторы утверждают,:
"Палестинская администрация, якобы стремящаяся к освобождению и защите нашего народа, вступила в ряды угнетателей Палестины. ПA нарушает, а не обеспечивает права палестинцев. Она систематически разрушает, а не создает институты будущего палестинского государства. Она использует средства для достижения своих политических целей, а не для создания демократического, профессионального и ответственного правительства.В письме также утверждается, что отказ ПА выплатить зарплаты своим сотрудникам, в том числе врачам, государственным служащим и сотрудникам служб безопасности, политически мотивирован и направлен против тех, кто критикует политику Аббаса. Это следует из значительного расхождения данных внутри самого ФАТХа, который также обвиняет Аббаса в политических играх за счет государственных средств. Поскольку фонд заработной платы ПА рассчитан на 150 000 людей, президент имеет возможность переключать потоки денежных средств и выключать их, по желанию, как якобы не предусмотренные законом. Все это дает президенту существенную власть над значительной частью палестинского населения.
"ПА в настоящее время недостойна представлять палестинский народ, не имеющий никакой уверенности, что при нынешней администрации его борьба и жертвы приведут к свободному и независимому государству».
Эта власть усиливается оттого, что на каждого кормильца приходится, в среднем более пяти членов семьи, зависящих от его зарплаты. Таким образом, не только триста пятьдесят сотрудников, но и около 2000 других людей сталкиваются с неминуемой нищетой. О тяжести их положения говорят общие показатели палестинской экономики: в соответствии с данными Палестинского научно-исследовательского института экономики, 38% палестинцев Западного берега и 50% жителей сектора Газа живут ниже черты бедности, а цифры Всемирной продовольственной программы показывают, что в обоих районах половина населения страдает от нехватки продовольствия.
Для тех, кто знаком с последними событиями, обвинение президента Аббаса в злоупотреблении контролем денежной помощи для того, чтобы заставить замолчать несогласных, не содержит ничего нового. Зарплаты и доходы государственного сектора уже давно используются как политический инструмент и во фракционной борьбе между ФАТХом Аббаса и ХАМАСом, и в текущей задержке Израилем выплаты ПА налоговых средств в качестве наказания за попытку последней обвинить Израиль в предполагаемых военных преступлениях в международном уголовном суде (МУС).
Согласно информации, полученной от ForMENA, такое политическое трюкачество приводит к дополнительным опасным последствиям: поскольку другие возможности трудоустройства ограничены, особенно в секторе Газа, где давнишняя и, вероятно, незаконная блокада Израиля неблагоприятно сказывается на экономике, государственные служащие и персонал службы безопасности, чья заработная плата блокируется уже несколько последних лет, все чаще вынуждены присоединяться к радикальным исламистским группам боевиков для получения средств к существованию.
В число пострадавших от критики Аббаса, членов ХАМАСа и ФАТХа входят люди, чьи полные имена должны оставаться конфиденциальными для их безопасности и безопасности их семей, в том числе:
"MQ" - житель района аль-Насер аль-Гарби города Газа. До своего увольнения, MQ работал в официальных спецслужбах. Затем он стал активистом Бригад аль-Кассам, военного крыла ХАМАСа, после чего присоединился к еще более экстремальной группе Tawhead and Jihad Brigade. Позднее он переехал в Сирию, воевал в группе Фронт аль-Нусра против режима Башара аль-Асада и был убит в окрестностях Алеппо в декабре 2012 года.Слабая экономика, так же, как идеологические факторы, не просто толкают людей в ряды жестких воинствующих группировок. Еще важнее то, что приведенные выше истории показывают степень разрушения палестинской экономики и общественной жизни в результате коррумпированной и корыстной ПA с одной стороны, и изнурительной израильской блокады и оккупации с другой. Увеличение политизации государственных денег, почти полностью поступающих в качестве иностранной помощи, угрожает повергнуть оккупированные территории в гуманитарный кризис, угроза которого уже вполне реальна.
"MT" - проделал аналогичный путь. Сотрудник национальных сил безопасности ПА и житель района аль-Шейх Радван в городе Газа, MT был уволен в 2007 году и, как MQ, присоединился к Бригадам аль-Кассам. С 2010 года он также был активистом Tawhead and Jihad Brigade
"МН" жил в убогом лагере беженцев аль-Шати в Газе и работал в палестинской полиции. После победы ХАМАСа на выборах 2006 года, продолжал работать, несмотря на приказ Аббаса, но был уволен. Не имея источника дохода, MN присоединился к Мумтазу Догмушу, лидеру фракции Армии ислама. Он был убит в результате израильской воздушной атаки в 2010.
Полицейское государство Махмуда Аббаса.
Письмо продолжает цитировать длинный перечень других нарушений, в том числе вопиющее пренебрежение к правам человека, неконституционное доминирование исполнительной власти над судебной системой, произвольные аресты и заключения инакомыслящих и деспотическая персонализация власти Аббасом и его ближайшим окружением. Подписанты также призывают Организацию Объединенных Наций и правительства иностранных государств оказать давление на палестинскую администрацию и, в конце концов, провести выборы, так как демократический мандат Президента Аббаса давно истек. Опять же, эти обвинения не удивляют постоянных наблюдателей. В самом деле, хотя ПА разрекламировала освобождение и самоопределения палестинцев, она все больше представляет собой полицейское государство, активно враждебное к основным демократическим правам своих граждан, во имя «безопасности».
Этот сектор, побуждаемый долгосрочной политикой сотрудничества с израильскими военными, которую президент Аббас публично назвал "священной", потребляет наиболее значительную долю из $ 15 млрд иностранной помощи, получаемой непосредственно ПА после соглашений 1993 года в Осло. 44% из почти 150 000 гражданских служащих ПА в настоящее время работают в качестве полицейских или офицеров разведки, силовые структуры государственной власти потребляют 26% ($ 1 млрд) годового бюджета ПА, и только 16% средств идет на образование, 9% - на здравоохранение и ужасающе низкий 1% идет на сельское хозяйство, несмотря на то, что оно имеет исключительно важное значение для экономики Палестины.
Авторитарные импульсы этого быстро развивающего полицейского государства самым непосредственным образом проявляются в отношении ПА к журналистам. В последнем Индексе свободы прессы организации “Репортеры без границ” Западный берег и сектор Газа, то есть, с учетом и ХАМАСа, находятся на 138-м месте из 180 обследованных стран. Израиль, "единственная демократия на Ближнем Востоке", занимает унылое 96-е.
В самом деле, независимо от различий в других областях, ПA, ХАМАС и правительство Израиля едины в своем подавлении свободы слова. Только в 2013 году Комитет по защите журналистов зафиксировал 500 нарушений свободы прессы, совершенных двумя палестинскими группировками и еще 800 - Израилем. Эти нарушения включали в себя избиения, лишение свободы без суда (называемое Израилем "административным задержанием") и стрельба журналистам в голову в упор стальными пулями с резиновым покрытием во время мирных демонстраций.
Только за последние месяцы на участках Западного берега, контролируемых ПА, произошли многочисленные случаи такого рода. В ноябре палестинская полиция жестоко напала и незаконно заключила в тюрьму Мохамеда Жарадата, независимого журналиста, за фотографирование жестокости полиции в отношении мирных демонстрантов. В том же месяце, марш, организованный Синдикатом палестинских журналистов против предыдущих нарушений свободы прессы, был жестоко подавлен. В сентябре двое журналистов были
арестованы за "клевету на власти", то есть, за выражение политических взглядов, противоречащих диктату Аббаса, на сайтах социальных медиа.
Эта нацеленность на журналистов - часть более широкой и систематической кампании ПА против свободы на общественные собрания и выражение мнений. В ноябре прошлого года во время забастовки были арестованы представители Союза государственных служащих, их протест был связан с запретом Аббасом их Союза, в ответ на критику. Демонстрации, организованные официальными оппозиционными партиями, также регулярно оказываются под ударом, как и все большее число спонтанных общественных протестов против огромной коррупции в ПА и недавних призывов к строгой и жесткой экономии.
Недавнее письмо высокопоставленным международным органам, таким образом, стоит отметить не потому, что проблемы, обозначенные в нем, новы, а потому, что решение подписавшими не обращаться с жалобами к ПА свидетельствует о недоверии все большего числа палестинцев к режиму Аббаса, которому нечего им предложить, и которое не намерено отвечать на их законные требования. В самом деле, многие палестинцы все чаще видят в ПА не более, чем замещение израильских полицейских сил на более дешевые палестинские. Как лаконично выразился один демонстрант :
"Теперь у нас есть два оккупационных режима - Палестинская автономия и израильское правительство".Его анализ был, казалось, подтвержден в ходе Израильской операции, образно названной "Столп обороны" (“Несокрушимая скала”) в прошлом году, когда ПА привычно и жестоко подавляла протесты на Западном берегу, устраиваемые в знак солидарности с палестинцами сектора Газа.
Мир или Умиротворение? Помощь стран-доноров
Подписанты письма утверждают в своем заявлении, что "гранты стран-доноров Палестинской администрации - это, в первую очередь, поддержка палестинского народа, и не предназначены для президента или его личной программы", и требуют, чтобы страны, предоставляющие такую помощь, в первую очередь, Соединенные Штаты и Европейский Союз, применяли более строгие регуляторные механизмы.
Тем не менее, во все большей научной литературе выражается сомнение в роли и назначении помощи Палестине. Возможно, что в результате неправильного обращения или Макиавеллиевского злого умысла, эти деньги до сих пор поддерживают насильственное умиротворение палестинского населения посредством зависимости от ПА, вместо строительства согласованного мира и справедливости. Пока обсуждаются программы стран-доноров или виновность ПА в их провале, становится ясно, что помощь палестинским интересам, а не противодействие им, потребует коренной реформы, а не косвенного инструктивного приглаживания.
В частности, баланс денежной помощи должен перейти от простого пожаротушения к долгосрочным инвестициям в улучшение экономической ситуации, гражданского общества и демократических институтов. Сейчас, когда большая часть денег тратится на предотвращение неминуемого кризиса или оплату счетов за регулярное уничтожение Израилем палестинской инфраструктуры, никакие социальные, экономические или политические вложения в Палестину невозможны.
Кроме того, распределение помощи сверху вниз предоставляет огромные возможности для коррупции. Монополизация принятия решений политическими и бизнес-элитами и деполитизированными НПО должна, таким образом, уступить место децентрализованной локальной модели распределения с участием ученых, представителей гражданского общества и местных общинных организаций, передающих расширенные права и возможности палестинцам и содействующих их борьбе за государственность и самоопределение, а не просто удерживающих их чуть выше уровня нищеты и убожества.
Короче говоря, если финансовая помощь когда-нибудь выполнит свои до сих пор пустые обещания палестинскому народу, то она должна регулироваться самим народом, а не корыстным политическим классом внутри страны или интересами стран-доноров.
Перевод: +Elena Lyubchenko
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий